Когда шла Вторая мировая война, американские летчики во время своих путешествий к Японии случайно сделали открытие мирового значения, которое породило новые пути исследования в метеорологи. Как оказалось, на высоте около тринадцати километров существует целая система сильных ветров, что могут серьезно повлиять на климат и на движение летательных аппаратов. Такие вот ветра и были названы по аналогии с морскими течениями.
Открытие породило множество исследований, и теперь мы уже можем точно сказать, что это такое и откуда появляются такие необычные ветры. Чаще всего они образуются над умеренными областями земли, и существуют как часть общего перемещения атмосферы – и немаловажная, потому что без нее не было бы нормальной циркуляции воздуха. Земной шар опоясывают несколько струй, в которых наблюдается очень активное перемещение воздуха.
Изучив данные о таких течениях, можно с уверенностью судить, что это не просто перемещения воздушных масс. Они обладают высокими показателями турбулентности. По направлению к центральной части, которую называют осью, существует явная динамика по увеличению скорости этого ветра. Исследования показали нам и общие закономерности существования таких необычных ветров. Минимальная зафиксированная ширина такого потока составляла сорок километров. Максимальная же – более чем сто шестьдесят. Вертикальная протяженность потока не варьируется так сильно, и обычно не достигает более двух километров. Ветры имеют различную скорость в зависимости от того, как близко к центральной части полосы они находятся. Средняя скорость ветра на оси достигает около четырех – пяти сотен километров в час.
Обычно ветры не имеют таких скоростей, и струйные течения представляют собой практически уникальное природное явление. Тем не менее, мы уже знаем о том, какие именно силы заставляют воздух передвигаться с такой скоростью – полярные фронты. Они становятся местом зарождения течений, а перепады температур воздушных масс именно там достигают своего пика.
Полноценных данных относительно того, как же взаимодействуют друг с другом течения и погода, а также климатические условия, пока еще нет. Но открытие уже активно используется в авиации. К примеру, при полете в восточном направлении летчики не отказываются от возможности «прокатиться» на течении.